Обучение на дому

Индивидуальное обучение на дому по годам на основании заключений врачебной комиссии организовано

Ответственный за организацию индивидуального обучения на дому в образовательном учреждении: Егорова Наталья Сергеевна, заместитель директора по УВР 

Для каждого обучающегося с ОВЗ было организовано индивидуальное обучение на дому, составлен Учебный план индивидуального обучения на дому, который формируется в соответствии с федеральными государственными стандартами общего образования и федеральным компонентом государственных образовательных стандартов, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ, а также с методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ по организации обучения на дому. Каждому обучающемуся был составлены индивидуальный учебный план и расписание учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучающегося и медицинскими рекомендациями. Для каждого обучающегося установлена пятидневная учебная неделя с равномерно распределенной нагрузкой:

Специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов - не используется.
Инструктивно-методическое письмо «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов»


Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) или медицинской организации. Прохождение ТПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ТПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.

Когда необходимо заключение ТПМПК:

- специальные условия обучения и воспитания;

- переход с одного уровня образования на следующий;

- начало обучения на начальном уровне общего образования после 8 лет;

- специальные условия при проведении ГИА.

Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- образовательные программы, методы обучения и воспитания;

- учебники, учебные пособия и дидактические материалы; ·

- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;

- предоставление услуг ассистента (помощника);

- проведение коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здания организаций.

Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя.

Создание специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации:

Для лиц, имеющих инвалидность, обучающихся по основным программам и не нужда-ющихся в создании специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации – увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа без заключения ТПМПК.

Заключение ТПМПК является основанием для создания специальных условий при прохождении ГИА:

- выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ или ГВЭ);

- увеличение продолжительности на 1,5 часа;

- организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур;

- организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений)

- предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ребенка: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания);

- организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ТПМПК).

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ

На основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2015 №355 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "Об образовании в Санкт-Петербурге", в соответствии с пунктом 6 статьи 41 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и статьёй 10 Закона Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Закон об образовании в Санкт?Петербурге»

1. Родитель обращается в Медицинскую организацию по месту жительства к специалисту, у которого наблюдается ребёнок за медицинским заключением.

2. Полученное заключение (оригинал) родитель передаёт в школу, где пишет заявление на имя директора школы (на специальном бланке) с просьбой об организации обучения на дому.

3. Администрация школы в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления издаёт приказ об организации обучения на дому.

4. Между родителями (законными представителями) и школой заключается договор об организации обучения на дому.

Учебный план составляется исходя из следующего количества часов:

• в 1-4 классах – до 10 часов в неделю;

• в 5-7 классах – до 12 часов в неделю;

• в 8-9 классах – до 13 часов в неделю;

• в 10-11(12) классах – до 14 часов в неделю.

Индивидуальный учебный план разрабатывается образовательным учреждением на основе примерного учебного плана учреждения (включает все предметы учебного плана), согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося, утверждается приказом руководителя.

Условия обучения школьников с особыми образовательными потребностями

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.

Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является за-ключение Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) или меди-цинской организации. Прохождение ТПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ТПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.

Когда необходимо заключение ТПМПК:

- специальные условия обучения и воспитания;

- переход с одного уровня образования на следующий;

- начало обучения на начальном уровне общего образования после 8 лет;

- специальные условия при проведении ГИА.

Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- образовательные программы, методы обучения и воспитания;

- учебники, учебные пособия и дидактические материалы; ·

- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;

- предоставление услуг ассистента (помощника);

- проведение коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здания организаций.

Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя.

Создание специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации:

Для лиц, имеющих инвалидность, обучающихся по основным программам и не нуждающихся в создании специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации – увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа без заключения ТПМПК.

Заключение ТПМПК является основанием для создания специальных условий при прохождении ГИА:

- выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ или ГВЭ);

- увеличение продолжительности на 1,5 часа;

- организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур;

- организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений)

- предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ребенка: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания);

- организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ТПМПК).

Результаты реализации программы коррекционной работы, индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения

Для реализации требований к программе коррекционной работы (ПКР), обозначенных в ФГОС ООО, создана рабочая группа, в которую наряду с основными учителями включен педагог-психолог.

ПКР разрабатывается рабочей группой образовательной организации поэтапно.

- на подготовительном этапе определяется нормативно-правовое обеспечение коррекционной работы, анализируется состав детей с ОВЗ в образовательной организации, их особые образовательные потребности; сопоставляются результаты обучения этих детей на предыдущем уровне образования; создается (систематизируется, дополняется) фонд методических рекомендаций по обучению данных категорий учащихся с ОВЗ.

- на основном этапе разрабатываются общая стратегия обучения и воспитания учащихся с ОВЗ, организация и механизм реализации коррекционной работы; раскрываются направления и ожидаемые результаты коррекционной работы, описываются специальные требования к условиям реализации ПКР. Особенности содержания индивидуально-ориентированной работы могут быть представлены в рабочих коррекционных программах, которые прилагаются к ПКР.

- на заключительном этапе осуществляется внутренняя экспертиза программы, возможна ее доработка; проводится обсуждение хода реализации программы на школьных консилиумах, методических объединениях групп педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ; принимается итоговое решение.

Для реализации ПКР в образовательной организации создана служба комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ. Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, медицинским работником, социальным педагогом), регламентируются локальными нормативными актами конкретной образовательной организации, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.

Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей).

Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательной организации осуществляются медицинским работником (врачом, медицинской сестрой) на регулярной основе и, помимо общих направлений работы со всеми обучающимися, имеют определенную специфику в сопровождении школьников с ОВЗ. Так, медицинский работник может участвовать в диагностике школьников с ОВЗ и в определении их индивидуального образовательного маршрута, возможно проведение консультаций педагогов и родителей. В случае необходимости оказывает экстренную (неотложную) помощь (купирует приступ эпилепсии, делает инъекции (инсулин) и др.). Медицинский работник, являясь сотрудником профильного медицинского учреждения, осуществляет взаимодействие с родителями детей с ОВЗ.

Социально-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ в общеобразовательной организации осуществляет социальный педагог. Деятельность социального педагога направлена на защиту прав всех обучающихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание для школьников комфортной и безопасной образовательной среды. Социальный педагог (совместно с педагогом-психологом) участвует в изучении особенностей школьников с ОВЗ, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи; выявлении признаков семейного неблагополучия; своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и их семьям в разрешении конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростков с ОВЗ. Социальный педагог участвует в проведении профилактической и информационно-просветительской работы по защите прав и интересов школьников с ОВЗ; в выборе профессиональных склонностей и интересов.

Основными формами работы социального педагога являются:

- внеурочные индивидуальные (подгрупповые) занятия;

- беседы (со школьниками, родителями, педагогами),

- индивидуальные консультации (со школьниками, родителями, педагогами).

Социальный педагог взаимодействует с педагогом-психологом, педагогами обучающегося, в случае необходимости с медицинским работником, а также с родителями (их законными представителями), специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по защите прав детей.

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ может осуществляться в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагогу-психологу проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ОВЗ. Работа организована индивидуально и в мини-группах.

Основные направления деятельности школьного педагога-психолога состоят

- в проведении психодиагностики;

- развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся;

- совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом);

- разработке и осуществлении развивающих программ;

- психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся с ОВЗ.

Помимо работы со школьниками педагог-психолог может проводить консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов.

Информационно-просветительская работа с учащимися с особыми образовательными потребностями, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками

Классные руководители проводят работу по привлечению обучающихся, занимающихся индивидуально на дому к занятиям внеурочной деятельности, школьным и классным мероприятиям.

Информирование родителей (законных представителей) обеспечивается через родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации. Информация размещена на стендах и официальном сайте школы.

С учителями-предметниками, работающими с данными детьми, также проводятся совещания при заместителях директора, директоре, семинары, индивидуальные консультации.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ

ОБУЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МЕДИЦИНСКИМ ПОКАЗАНИЯМ НА ДОМУ

 

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014) Открыть…

 

Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (ред. от 17.07.2013) Открыть…

 

Постановление правительства СПб «О реализации закона Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге» № 355 от 22.04.2015 Открыть…

 

Приказ Минздрава России от 30.06.2016 N 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2016 N 42916) Открыть…

 

Письмо Минздрава России от 14.09.2016 № 15-3/10/2-5810 с разъяснениями к Приказу № 436-н Открыть…

 

Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 30.10.2013 N 2525-р «Об утверждении Порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому» Открыть…

 

Инструктивно-методическое письмо от 13.07.2015 № 03-20-288/15-0-0 «Об организации обучения на дому но основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-иивалидов» Открыть…


Распоряжение Комитета по образованию № 2438-р от 19.05.2015 «О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2015 № 355» Открыть…