Функциональная грамотность

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать

все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки

для решения максимально широкого диапазона жизненных задач

в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

А.А. Леонтьев, советский и российский лингвист, психолог,

доктор психологических наук, доктор филологических наук 

Направления функциональной грамотности:

 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; пониматьЭто изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - L0OcYke_z_Q-1024x1024.jpg особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.



5. Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

6. Глобальные компетенции: критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Они включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях, заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 5-2.pngПостановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 6 января

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.10.2022 № 1936-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 15.09.2021 № 2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»

Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.11.2021 № 03-28-9830/21-0-0 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 31978-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»

 

Методические рекомендации 

Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru

Единое содержание общего образования (edsoo.ru)

Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности

Демонстрационные материалы

Сборник информационных материалов

Список литературы по формированию функциональной грамотности

Материалы Института стратегии развития образования РАО

Образовательная платформа «Просвещение»

Оценка функциональной грамотности (презентация)

Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)

Результаты PISA в 2018 (презентация)

Совершенствование российского образования (по результатам международных исследований качества общего образования PIRLS, TIMSS и PISA)

Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация)                                                                                                                                                                                                                                                          

Банк заданий

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (https://fg.resh.edu.ru)

Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы)

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) по направлениям:

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Глобальные компетенции

Финансовая грамотность

Креативное мышление

Аналитические материалы

Аналитическая справка «Анализ результатов исследования уровня функциональной грамотности учащихся 6-х классов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга»

Аналитическая справка (включая методические рекомендации) по результатам участия образовательных учреждений Санкт-Петербурга в исследовании по модели PISA

Итоговый отчет «Диагностическая работа по функциональной грамотности в 5 и 7 классах»

Отчет ФИОКО «Результаты региональной оценки по модели PISA-2020»